Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Ассоциация выпускников

×
Новости Об ассоциации Была такая история Наши партнеры Наши выпускники Галерея Обратная связь Контакты
Об ассоциацииСовет ассоциацииПроектыДокументы
Совет ассоциации
Проекты
Документы

Новости

Из рода «максимовок». Мельникова Мария Федоровна

Из рода «максимовок». Мельникова Мария Федоровна

8 мая 2020

Так сложилось, что целых два поколения нашей семьи связаны со школой Павла Павловича Максимовича. В далеком 1900 году родная сестра моего прадеда по материнской линии Мария Мельникова в возрасте 14 лет поступила в это учебное заведение, а ровно через сто лет, в 2000 году, уже из Тверского государственного университета выпустилась я, ее внучатая племянница.

Жизненный путь этой максимовки, как называют воспитанниц Тверской женской учительской школы, это во многом история России в период до революции и до наших дней. В силу того, что Мария Федоровна Мельникова прожила 98 лет, она стала свидетелем самых трагических событий в жизни нашей страны: крушения монархического строя, революции и гражданской войны, репрессий, Великой отечественной войны и тяжелых послевоенных лет.

А началось все в городе Старица Тверской губернии, где в 1886 году и родилась Мария Мельникова. Всего в семье было шестеро детей: трое сыновей и три дочери. Отец Федор Петрович был известным старицким меценатом, человеком зажиточным и уважаемым. Много занимался благотворительностью и сохранением церковной культуры своего города. Федор Мельников был утвержден церковным старостой Васильевской кладбищенской церкви, при которой его стараниями был построен придельный храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. За свой труд и многочисленные пожертвования был неоднократно награжден: большими серебряными медалями для ношения на шее на Станиславской и Владимирской лентах. А позже и золотой медалью на Александровской ленте. Федору Петровичу также было присуждено звание Почетного гражданина города Старицы.

В семье такого человека вместе со своими братьями и сестрами и росла маленькая Маруся. Отец как человек просвещённый придавал большое значение образованию и имел возможность не только содержать семью, но и обеспечить достойнное обучением своим детям. По окончании начальной школы в 1900 году Мария поступила в Тверскую земскую женскую учительскую школу П.П. Максимовича, которую с успехом окончила в 1905 году. После вернулась в Старицу, где начала работать учительницей в начальных земских школах Старицкого уезда. А потом Мария уехала в Бахчисарай, где преподавала в частном смешанном училище. К сожалению, нам мало известно о ее личной жизни, но, по словам прабабушки, именно там она встретила любовь всей ее жизни. Но их счастью не суждено было сбыться. Молодой человек был представителем народов Закавказья, где традиции сильны, и его семья не дала согласия на их брак, а он не пошел против.

Мария вернулась на родину и снова стала работать учительницей в начальных земских школах уже не только Старицкого, но и Новоторжского уездов. В 1916 году она с успехом выдержала экзамен, получив звание учительницы русского языка с правом преподавания в высших начальных училищах. События 17-го года полностью перевернули привычный уклад семьи Мельниковых. Отец Федор Петрович революцию не принял. По сути, она смела все то, что за что он радел, чему посвятил всю жизнь. Церкви разрушались, купеческие организации были под запретом. В 1919 году Мельников фигурировал в списке 48 крупных старицких купцов и мещан, у которых по постановлению местного УИКа изъяли дома.

После революции Мария Федоровна жила в Калинине. В ее трудовой биографии также значатся работа в Губернской земельной комиссии и в Городском Совете Государственного земельного управления. Был профсоюзным активистом, два года она выдвигалась народным заседателем в губернский суд. Именно в этот период Мельниковой пришлось столкнуться с попыткой очернить ее имя, подвергнуть возможным репрессиям в дальнейшем. Против Марии Федоровны было выдвинуто по тем временам серьезное обвинение – «искривление классовой линии», которое было усмотрено в ее работе. В поступившей жалобе говорилось, что «при ее участии в 1927 году было разрешено дел в пользу батраков и бедноты - 20% (отказано 80%), а в пользу хуторян и кулаков – 86% (отказано 14%). Вначале, казалось, удар достиг своей цели. В отношении Марии Федоровны было принято постановление, согласно которому в дальнейшем ей было запрещено занимать ответственные руководящие должности во всех государственных и кооперативных учреждениях. Но позже справедливость восторжествовала, и документ был отменен в связи с необоснованностью выдвинутых обвинений.

И все же главным делом жизни Марии Федоровны Мельниковой оставалась педагогическая деятельность, которую она продолжала на протяжении многих лет. И тем самым положила начало учительской династии в нашей семьей. Педагогами были ее сестра Лидия Федоровна, моя мама Надежда Авдошина (в девичестве Мельникова), учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель России, долгое время возглавлявшая Старицкую среднюю школу, бабушка по линии отца Антонина Ивановна Авдошина.

Мои родители, которым посчастливилось знать и общаться с Марией Федоровной во взрослом возрасте, вспоминают ее как человека оптимистичного, с поразительно живым умом и молодым восприятием жизни. До последнего у нее была прекрасная память, она активно интересовалась происходящим, в том числе и политикой, с которой у нее еще с юности были особые отношения. По словам моей прабабушки, которая открыла эту тайну через много лет, когда это уже не было столь опасно, в молодости Мария Федоровна состояла в организации эсеров.

Мне же удалось пообщаться с бабушкой Маней, как я ее называла, совсем недолго. Мы тогда переехали из Мурманска в Старицу и жили все вместе у моих бабушки с дедушкой. Сейчас очень жалею, что тогда мне было так мало лет, и я не смогла узнать ее лучше, задать все те вопросы, которые задала бы сейчас: о той жизни, том непростом времени, о нашей истории, о ней самой. В моей памяти она навсегда останется какой-то теплой по своей энергетике женщиной, с прекрасной осанкой, которая, заплетая мне косы, читала стихи , в котором я помню фразу - «настурции огненный куст».

Наверное, максимовки - это женщины особой породы, которые в свое время не просто получили блестящее образование и воспитание, но и умение встречать любые жизненные невзгоды с великолепной осанкой и гордо поднятой головой.

P.S.: Эта история лишь одна из тех немногих, рассказывая которые у нас есть возможность не терять связь между поколениями выпускников прошлого, настоящего и будущего. Сегодня Ассоциация выпускников ТвГУ проводит огромную работу по возрождению и увековечиванию памяти основателя этой уникальной школы Павла Павловича Максимовича, чье имя было незаслуженно забыто долгое время.


 

Вера Таран (Авдошина), выпускница РГФ ТвГУ, 2000 г.